Летопись
Формирование Общества Ревнителей Веры и Милосердия, начало строительства.
История Дома милосердия и храма прмч. Андрея Критского начинается с создания Благотворительного православного общества ревнителей веры и милосердия. Идея его создания возникла вскоре после события, которое взволновало всю Россию, крушения поезда, в котором находилась семья императора Александра III с будущим наследником престола Николаем Александровичем (17/30 октября 1888 года) и чудесного спасения всех членов императорской семьи. Общество ставило перед собой миссионерские задачи, и с этой целью возникает проект создания Дома милосердия, включающего в себя детский приют, богадельню и домовой храм. Среди членов общества были многие архиереи, такие как ректоры двух ведущих Духовных Академий, столичной Санкт Петербургской, митрополит Антоний (Вадковский) и Московской, митрополит Антоний (Храповицкий), многие ныне прославленные святые, святой праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик Философ Орнатский, а также настоятели соборов, церквей, священники, лица, занимающие видное служебное положение и лица, относящиеся к купеческому сословию. Среди них выделялся своей активностью, организаторскими способностям, а также обширными связями, почетный гражданин Г. В. Егоров. Важная роль также принадлежала Ольге Федоровне Андреевой, предложившей свою землю для строительства храма и дома-приюта. Значительный вклад сделала Вера Ивановна Шишкина. Строительство началось благодаря её средствам, официально переданным Григорию Егорову.
Строительство началось на земле Андреевых силами Г.В. Егорова. Автором проекта стал архитектор М. М. Долгополов. Воспитанник Императорской Академии Художеств, Митрофан Михайлович был известен своими постройками церквей и благотворительных учреждений. Он и его жена, Эмилия Романовна Долгополова, были также членами-учредителями Православного общества ревнителей Веры и Милосердия. Комплекс включал храм святого преподономученика Андрея Критского и часовню во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих Радосте. Весной 1892 года проект утвержден губернатором Петербурга.
Григорий Егоров возглавил процесс регистрации общества и представил проект архитектора М.М. Долгополова губернатору в августе 1891 года. Учредителями выступили видные представители духовенства и интеллигенции: протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), ректоры Московскойдуховной академии архимандрит Антоний (Храповицкий) и Петербургской семинарии архимандрит Питирим, настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий, прот. Исаакиевского собора Пётр Смирнов. Однако первоначальные проекты нуждались в доработке и согласовании с консисторией.
Осенью 1894 года стройка была заморожена из-за нехватки денег. В 1900 году работы продолжились благодаря поддержке общественности и пожертвований. Важными задачами на момент возобновления строительства были создание приюта и богадельни. Первым этапом стала подготовка помещений для детского приюта, переехавшего сюда из неудобных квартир. Внутренняя отделка помещения завершилась повышением уровня и восстановлением полов. Богадельня для престарелых женщин заняла соседнюю восточную часть здания. Одновременно готовился интерьер церкви: мастер Д.В. Дудаков создал резьбу иконостаса, живописец И.П. Коркин изготовил иконы. Летом 1902 года построили колокольню, предложение о которой выдвинул протоиерей Иоанн Лабутин. Завершение внутреннего декора обошлось примерно в 4100 рублей.
Священник Иоанн Лабутин перед открытием храма писал:
"... Благодарение Господу! Здание, помещение под Церковь готово, и благословение освятить ее испрошено. Чертог для невесты уготован, и Жених волит сочетаться с нею. Но Невеста-Церковь не имеет брачного убора, чтобы выйти навстречу жениху, нага, бедна: нет на ней риз блещащихся для достойного служения Жениху-Христу; нет светильников горящмх для выражения своей духовной радости; нет звона, которым она созвала бы для молитвенного общения с собою верные души христианския; нет престола для уготовления безсмертной трапезы; нет сосудов для преподания божественного брашна Тела и Крови Христовых. Кто же оденет Невесту Христову? Кто порадует Жениха-Христа оказанием милости Его Невесте-Церкви? "С миру по нитке - голому рубашка".
Освящение храма стало важным событием для всей округи, символом веры, надежды и милосердия, объединившими местных жителей.
Торжественное открытие храма
Накануне первого богослужения протоиерей Иоанн Лабутин выступил с проповедью о символике Креста, отметив важность единства верующих. Хор состоял из воспитанников детского приюта и местных жителей. Освящение храма предварялось установкой двух высоких деревянных крестов, обитых металлом. Высота одного креста составляла 2½ аршина (1.8 м), а другого — 4½ аршина (3.2 м). Следующим этапом стало поднятие девяти колоколов весом 70 пудов (1146.6 кг), изготовленных заводом В.М. Орлова. Последние дни перед освящением были заняты интенсивной работой по внутренней отделке храма: устанавливали иконостас, украшали интерьер, наводили чистоту и порядок. Служба проходила в атмосфере праздничного настроения.
1 июня (14 июня по новому стилю)1903 года состоялось торжественное освящение храма, посвящённого преподобномученику Андрею Критскому. Всенощное бдение совершил прот. Иоанн Лабутин, а утром возглавил освящение храма и Божественную литургию епископ Ямбургский Сергий, ректор Духовной академии, который прибыл из Санкт Петербурга в сопровождении многих клириков и семинаристов. При освящении храма в престол алтаря были установлены мощи святого мученика Иакова Персиянина.Литургию совершили совместно с участием учеников духовной школы и любителей музыки.
Вечером состоялась особая служба, после которой священник Иоанн Лабутин рассказал о роли храма как образовательного и духовного центра для прихожан.
Главные события после освящения храма
Особенно памятным днём стало 12/25 июня 1903, когда службу посетили монахи соседней Сергиевой пустыни во главе с архимандритом Михаилом (Горелышевым). Божественная литургия была украшена пением великолепного хора, а после службы жители посёлка были приглашены на праздник, организованный Н.А. Андреевым на своей даче. Накануне, 11/24 июня, делегация общества во главе с прот. И. Лабутиным и генерал-майором Н.П. Нечаевым прибыла к митрополиту Антонию (Вадковскому) с предложением посетить новый храм. Митрополит тепло принял гостей, похвалив их труд и напомнив о важнейших целях Общества. Новоосвященную церковь владыка митрополит Антоний посетил 15/28 июня, в воскресение.
Жизнь после завершения строительства
В последующие годы финансирование и развитие немного приостановились. Однако Дом милосердия использовался активно: в нём располагались приют, церковно-приходская школа и богадельня. Настоятелем храма служил прот. Пётр Никольский, жена которого Елена Александровна занималась школьным образованием детей.
Начавшаяся Русско-японская война усилила экономические трудности, вызвав снижение финансовой активности и нестабильность в стране.
Однако поселок быстро разрастался благодаря наличию церкви, привлекающей новых жителей. Храм, хотя и скромный изначально, сразу завоевал популярность среди местного населения. Регион начал развиваться именно вокруг храма, население увеличивалось, особенно за счет приезжих, вынужденных искать дешевое жилье вблизи церкви. Очень скоро стало ясно, что существующие площади недостаточны, в праздники верующие вынуждены были стоять даже на лестницах и в вестибюле.
В связи с этим в 1905 году было принято решение расширить храм, добавив два боковых зала, создавая дополнительное пространство для молящихся. Такие изменения увеличили вместимость и улучшили атмосферу богослужений, способствуя росту популярности храма.
Тем не менее, это оказалось лишь временным решением. Общество поставило цель постепенного усовершенствования и украшения храма, осознавая, что полноценная реализация первоначального замысла потребует длительного процесса и больших ресурсов.
Некоторые части здания Дома милосердия, такие как цокольный этаж и отдельные помещения на первом и втором этажах, еще довольно долго оставались необустроенными. Для решения проблемы члены Общества из купцов и подрядчик решили самостоятельно закончить стройку, рассчитывая впоследствии компенсировать расходы. В результате на первом этаже разместилась богадельня, детские игровые и учебные классы, а также жилье для учительницы. Второй этаж занимал храм и квартира священника.
Освящение всего здания планировалось на октябрь 1905 года, но железнодорожная забастовка перенесла церемонию на конец года. Приемка строительных работ состоялась в декабре, выявлены некоторые недостатки в подвале, вызванные подтоплением. Подрядчик обязался устранить проблему в следующем году.
В 1906 году подвальное пространство окончательно привели в порядок, устранив поступление грунтовых вод. Здесь организовали профессиональные курсы для воспитанников приюта: сапожный класс и типографию, оборудованные местными мастерами и предпринимателями. Помимо учебных классов, подвальные помещения включали кухню, хлебопекарню, столовую и складские помещения.
Жизнь в новом общественном здании начала налаживаться по установленному распорядку. В 1907 году председателем правления снова избрали священника И.К. Лабутина, а должность старосты занял П.А. Седов. Прежнего настоятеля храма, священника П.И. Никольского, заменил назначенный священникС.М. Попов, ранее бывший миссионером в Северной Америке. Назначение нового настоятеля было связано с задачей миссии, которую выполняло Общество: привлечение иноверцев к православной вере, ставшее трудновыполнимым после закона о свободе вероисповедания 1906 года. Общество сталкивалось с ростом сектантства и влиянием иностранных проповедников, обладающих большими финансовыми ресурсами. Ограниченные финансы организации вынуждали свернуть многие программы, такие как миссионерские курсы и воскресные школы. Руководством Общества было принято решение сосредоточить усилия на поддержании основной базы своего существования — домовладения в Александровской слободе, включающего приют, благотворительные и образовательные заведения.
Перед Обществом стояла задача сначала привести в порядок собственное хозяйство, прежде чем возобновлять внешнюю деятельность. Особенное внимание уделялось состоянию церкви, которая играла важную роль в районе, фактически являясь приходским храмом.
В период с 1908 по 1909 годы храм подвергся важным изменениям: над входом появились хоры с винтовой лестницей, а центральная часть крыши была приподнята. Несмотря на увеличение площадей, число прихожан продолжало расти вместе с населением посёлка, что сделало храм опять тесным. Осознавая проблему, правление приняло решение о дальнейшем расширении храма. Летом 1910 года началось новое масштабное строительство. Были сняты стены, разделяющие центральный храм и примыкающие комнаты, установлены металлические балки для укрепления конструкции. Перемещённая перегородка позволила убрать духоту и жар в помещении.
Крестный ход и праздничная служба 17/30 октября 1910 года ознаменовали завершение основных ремонтных работ. Далее, вплоть до революции, храм нуждался лишь в косметическом ремонте и мелких доработках.
В 1912 году Общество столкнулось с рядом потерь: скончались важные фигуры, включая крупного благодетеля Николая Андреева, инициативного руководителя священника Иоанна Лабутина и высокочтимого покровителя митрополита Антония (Вадковского).
1914 год стал знаковым событием для Общества, поскольку церковь святого преподобномученика Андрея Критского получила новые металлические позолоченные кресты, заменившие старые деревянные. Согласно отчету правления, старый материал потерял блеск и привлекательность, поэтому возникла потребность замены. Три новых креста были подарены анонимным жертвователем через старшего члена общины Павла Седова. Подготовкой к установке занимались специальные рабочие бригады, руководимые членами правления и помощником старосты Петром Клименковым. Деревянные элементы колокольни были заменены новыми материалами, а сама конструкция покрашена заново.
Период после 1917 года. Революция и закрытие Общества
После Октябрьской революции 1917 года Общество ревнителей веры и милосердия прекратило своё существование. Богадельня была расформирована, а её обитательницы остались без поддержки. Единственное учреждение, продолжающее функционировать, оставалась школа, где продолжали преподавать Закон Божий вплоть до конца 1920-х годов.
Официальный статус церкви изменился — она была зарегистрирована как приходская, и всё имущество перешло в ведение приходского совета. Собрание прихожан выбрало председателем прихода Ивана Николаевича Шишковича, а настоятелем храма святого прмч. Андрея Критского стал архимандрит Троице-Сергиевской пустыни о. Сергий Дружинин, живший непосредственно при церкви.
Трудности советского периода
Налоги, взимаемые с церкви, неуклонно повышались, становясь тяжёлым бременем. В итоге, в 1929 году церковь была закрыта властями, а в здании размещён клуб для жителей поселка.
Во время Великой Отечественной войны посёлок оказался близ линии фронта. Во время боевых действий в ходе прорыва блокады Ленинграда была разрушена колокольня. После окончания военных действий восстановление колокольни не производилось.


Современные времена
В 1960-е годы здание бывшего клуба подверглось капитальному ремонту силами Института "Гипрокино". Крыша, стропила и перекрытия были заменены, а с внутренней стороны здания построен новый корпус с кинозалом. В конце 1994 года церковь вновь открыла свои двери для верующих. Первая литургия после долгого перерыва была совершена 7 апреля 1995 года священником Валерием Евгеньевичем Швецовым. Постепенно возрождались и благотворительные традиции, направленные на помощь пожилым людям и детям. В 2000-х активную деятельность вел Детско-Юношеский центр имени Иоанна Кронштадтского – храм вновь стал точкой притяжения для самых разных людей. Сегодня церковь продолжает свою миссию, совмещая религиозную деятельность с активной заботой о нуждающихся. В храме регулярно совершаются богослужения, открыта Воскресная школа для детей и взрослых, ведется молодежная и социальная работа, а богадельня насчитывает более 60 насельников и насельниц, получающих заботу, медицинское обеспечение, а также досуг, включающий светские и религиозные мероприятия. Также, в данный момент продолжается ремонт и отделка внутренних помещений с перспективой развития приходской и социальной жизни нашего храма.
Made on
Tilda